Абитуриентам

Важными навыками, для молодых людей решивших связать свою жизнь с сельскохозяйственной техникой являются:
1. В первую очередь, это технический склад ума и интерес к механике как науке. Немаловажно развитое техническое и пространственное мышление, помогающее понимать принцип работы механизмов.
2. Основным навыком является умелая работа руками с использованием слесарных и измерительных инструментов. Механик должен обладать хорошей моторикой и ловкостью рук.
3. Не обойтись без скрупулёзности и внимания к деталям. Высокая сосредоточенность помогает в диагностике проблем и их точечном устранении.
4. Полезно иметь навыки чтения технической документации – схем, инструкций по сборке механизмов. Это ускоряет понимание конструкции и взаимодействия деталей.
5. Любознательность – хороший техник-механик должен быть любознателен, стремиться понять, как работают механические устройства, и быть готовым разбираться в технических деталях.
6. Стремление к совершенству – желание постоянно улучшать свои навыки, следить за новыми технологиями и совершенствовать свои знания в области механики.
7. Коммуникабельность – хорошие коммуникативные навыки важны, особенно если техник-механик работает в команде или взаимодействует с клиентами.
8. Стрессоустойчивость – работа техника-механика может быть связана с ситуациями, требующими быстрого реагирования и решения проблем, поэтому важна стрессоустойчивость.
9. Терпение – спокойное перенесение боли, беды, скорби, несчастья в собственной жизни. Сдержанное ожидание благоприятных результатов чего-либо.
10. Дисциплинированность – черта характера, или выработанная, ставшая привычкой склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения.
В настоящее время механикам часто приходится осваивать работу с электронными системами, диагностической аппаратурой и специальным программным обеспечением.

У абитуриента, который хочет выбрать данную специальность должны быть развиты следующие навыки:
1. В первую очередь это умение работать в команде. Данный специалист только планирует мероприятия по выращиванию сельскохозяйственных культур, а реализует их персонал мероприятия: овощеводы, садоводы, операторы с/х-техники и многие другие. Соответственно, работникам нужно грамотно доносить цели, задачи, порядок выполнения различных процедур, указывать на ошибки, избегая конфликтных ситуаций. Также важно уметь контактировать и с руководством предприятия, например, доносить до него целесообразность применения и финансирования новых технологий, культур, средств, техники.
2. Важно развивать в себе наблюдательность, аналитические навыки. Замечать малейшие изменения в состоянии растений и в почве, сравнивать урожайность разных лет, вести дневники, проводить эксперименты. Это позволяет выбирать самые эффективные технологии возделывания конкретных почв и культур, выработать действенные методы профилактики против болезней или вредителей, добиться высоких урожаев.
3. Хороший специалист умеет учиться и адаптироваться к изменениям. Сельское хозяйство — это не та сфера, где выучившись один раз можно годами работать по заранее известной схеме. Каждый сезон приходится внедрять в свою работу новые технологии растениеводства, пробовать новые сорта, удобрения, инсектициды. Чтобы идти в ногу с отраслью, нужно постоянно учиться — как самостоятельно, так и на курсах повышения квалификации, мастер-классах.
4. Еще один ключевой навык — способность быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях. В сельском хозяйстве нередки различные ЧС: от заморозков, неожиданно ударивших в конце мая, до поломок техники в разгар страды. Хороший специалист должен не паниковать при возникновении таких проблем, а уметь оперативно найти пути их решения.
5. Стрессоустойчивость и умение эффективно работать в условиях сельскохозяйственной динамики.
6. Гибкость и адаптивность к изменениям в сельскохозяйственной практике и технологиях.
7. Ответственность за соблюдение всех нормативов и требований в области сельского хозяйства.

Здесь необходимы следующие деловые и личные качества личности:
1. Умение быстро принимать решения.
2. Способность работать в команде: умение находить подход к различным типам людей, организовывать процессы.
3. Внутренняя харизма.
4. Внимание к деталям.
5. Умение четко формулировать мысли и доносить любую информацию понятным языком.
6. Спокойствие, стрессоустойчивость.
7. Ораторские и организаторские способности.
8. Умение работать в режиме многозадачности, работать с большим количеством информации.
9. Навыки вести переговоры.
10. Готовность к сверхурочной работе, скрупулезность.
11. Стратегическое и творческое мышление.
12. Умение вести переговоры или переписку, договариваться, излагать мысли, находить общий язык.
13. Умение обучать, работать в команде, располагать к себе людей, убеждать.

Данная специальность предъявляет высокие требования к их профессиональным качествам молодых людей.
К таким качествам относятся:
1. Внимание – позволяет осуществлять контроль за соблюдением порядка деятельности, работой технических средств, изменениями обстановки в зоне ЧС.
2. Память – помогает применять в практической деятельности полученный опыт и знания, умения и навыки во время выполнения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС.
3. Качество мышления – определяет способность к принятию обоснованных и грамотных решений. Конечные результаты выполнения работ по ликвидации ЧС и работоспособность напрямую зависят от таких аспектов деятельности, как прогнозирование развития событий, учет их вероятности, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения, установление и анализ основных взаимосвязей, характеризующих возникшую проблему.
4. Коммуникабельность – определяет такие особенности поведения и деятельности, как способность к общению и интерес к людям. От этого качества зависит способность спасателя работать в коллективе. При этом недостаточный уровень развития коммуникабельности характеризует неспособность и отсутствие стремления к общению, скованность и плохую ориентацию в незнакомых ситуациях деятельности, низкий уровень проявления инициативы и тенденцию к избеганию принятия самостоятельных решений.
5. Самообладание – это умение владеть собой, своими мыслями, чувствами, поступками, подчинять свои действия основной цели, вопреки трудностям условий, обстановки в зоне ЧС.
6. Решительность – способность своевременно принимать грамотные и обоснованные решения, без колебаний выполнять их.
7. Смелость – способность бороться с трудностями и не бояться опасностей.
8. Настойчивость и упорство – проявляются в достижении намеченной цели в условиях длительно и повторно возникающих трудностей.
9. Самостоятельность – заключается в том, что пожарный, спасатель действует на основании принятого им решения и согласно своим убеждениям, не поддаваясь постороннему влиянию.
10. Риск – волевое качество пожарного, спасателя, характеризует его деятельность при неопределенности ее исхода и наличии предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха (травма, потеря престижа и т.п.).
11. Дисциплинированность – черта характера, или выработанная, ставшая привычкой склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения.
12. Ответственность – способность человека принимать последствия собственных решений.
13. Альтруизм – понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других, соотносится с понятием самоотверженность – то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом – ради общего блага.
Молодым людям с чувствительной психикой (ранимость, тревожность, стеснительность), необходимы тренировки в ситуациях близких к экстремальным. Это закалит их психику для действий в критических условиях. Психологически подготовленные специалисты с такими личностными особенностями действуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства сопереживания, чуткости, ответственности за других.

Для данной специальности важны следующие качества личности:
1. Надежность и честность в работе, высокий уровень профессиональной этики.
2. Логическое мышление и аналитические способности для решения сложных задач.
3. Креативность и умение находить нестандартные решения для электрических проблем.
4. Самостоятельность и инициативность в работе.
5. Отличная память и концентрация в работе.
6. Дисциплинированность и умение следовать инструкциям.
7. Стрессоустойчивость и способность работать в экстремальных условиях.
8. Обучаемость и готовность к изучению новых технологий и процессов.
9. Точность и внимательность при выполнении работ на высоте.
10. Коммуникативные навыки общения с клиентами и открытость к обратной связи.
11. Приверженность принципам безопасности и соблюдение предписанных норм и стандартов при работе.
12. Умение адаптироваться к новым задачам и условиям работы.
13. Ответственность за свои действия и свою работу перед заказчиком.
14. Стремление к самосовершенствованию и принятие конструктивной критики.
15. Умение работать в коллективе и поддерживать здоровую атмосферу в команде.
16. Пунктуальность и добросовестность при выполнении сроков работ.
17. Эмпатия и понимание потребностей клиента.
18. Терпеливость и способность к тщательному и аккуратному выполнению работ.

Ваш подросток стоит на пороге выбора будущей профессии?
Это интересный момент в его жизни, и в то же время, как и любой выбор, приносящий волнения, сомнения, переживания и для подростка, и для родителей.
Ваша задача: грамотно помочь сыну/дочери в этом ответственном деле, ведь выбор должен быть не только осознанным, но и соответствовать интересам и способностям подростка.
Почему подростку нужна ваша помощь?
Большинство подростков в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно, так как вопрос очень важный и принятое решение повлияет на дальнейшую жизнь. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью. Но не стоит полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Мы должны помочь им в этом сложном деле, но не осуществлять выбор за них.
Выбор профессии можно считать правильным, если соблюдаются следующие критерии:
Во-первых, подросток должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
Выполните совместно с Вашим подростком несколько шагов на пути к выбору будущей профессии
1 Шаг. Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений:
1) Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите подростку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.
2) Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).
3) Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся подростку наиболее привлекательными.
4) Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.
5) Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности подростку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
2 Шаг. Помогите сориентироваться вашему подростку в конкретной социальноэкономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.)
Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с подростком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях подросток находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
3 Шаг. С пониманием относитесь, когда подросток говорит «я хочу быть…» и разумно оценивайте, что он может и что надо в данных обстоятельствах
Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать «киповцем» (инженером КИПиА) , но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!» Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. Можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваш сын/дочь подумывает, не выбрать ли ему рабочую специальность, и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим подростком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
4 Шаг. Помогите вашему подростку определить задачи и цели для осуществления намеченного маршрута.
Если подросток только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
5 Шаг. При выборе профессии важно учесть не только связанный с ней образ жизни но и подходящий вид деятельности.
1) Принцип « От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если подростка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «прорепетировать» ее в профильном кружке. Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».
2) Полезно предложить подростку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
3) На экскурсию! Неплохо сводить подростка на «день открытых дверей» профессионального учебного заведения - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерного значения - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш подросток захочет провести свои учебные годы. Задача - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
4) Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, для сварщика не менее важны аналитическое мышление, внимательность, исполнительность, дисциплинированность, работоспособность, физическая выносливость, уравновешенность, обучаемость.
6 Шаг. Не бояться поиска, риска. Помогите своему подростку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с подростком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у подростка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать программистом?»
7 Шаг. Помогите подростку осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям
8 Шаг. Вместе с подростком спланируйте пути и средства преодоления этих трудностей
Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с подростка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.
Если вам нужна помощь в профессиональном определении вашего подростка, Вы можете зайти на республиканский веб-сайт https://www.abiturient.by/ и пройти тестирование на страничке «Профориентационные тесты для правильного выбора специальности».
Набор на специальность открыт в 2025 году
В соответствии с п.5 Правил приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 №23, в конкурсе на получение среднего специального образования по специальности 5-04-1033-01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» вправе участвовать граждане Республики Беларусь, прошедшие профессиональный отбор в порядке, установленном законодательством.
Для прохождения профессионального отбора абитуриентам необходимо обратиться в городские (районные) отделы по чрезвычайным ситуациям по месту жительства.
5-04-1033-01 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
Квалификация специалиста: техник
Квалификация рабочего: спасатель-пожарный (7-8 разряд); водитель автомобиля категории «В» и «С»
Дополнительно за время обучения можно освоить программы переподготовки водителей механических транспортных средств категории «C» на право управления составами транспортных средств категории «CE» и категории «D»
Продолжительность обучения: на основе общего среднего образования - 2 года 7 месяцев
Условия поступления: по конкурсу среднего балла документа об образовании
Форма обучения: дневная (бюджетная)
Профессиональная сфера специалиста: подразделения городских и районных отделов по ЧС; пожарные аварийно-спасательные отряды; республиканский отряд специального назначения «Зубр»
Специалист должен быть готов к выполнению следующих профессиональных функций:
проведение работ по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушению пожаров с применением пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента, оборудования и снаряжения по поиску и спасению людей, эвакуации материальных ценностей;
определение наличия поражающих факторов и возможных путей (вариантов) развития чрезвычайных ситуаций;
поиск пострадавших с использованием подручных средств, специальной техники и оборудования;
извлечение пострадавших из очага поражения и транспортировка их в безопасное место;
оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
выполнение работ по вскрытию и разборке конструкций объектов чрезвычайных ситуаций;
несение дежурной службы на постах, в дозорах, во внутреннем наряде в соответствии с требованиями уставов и инструкций;
техническое обслуживание, содержание в надлежащем состоянии, использование в работе пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента, оборудования и снаряжения, средств пожаротушения, связи, оповещения, проведения радиационной и химической разведки, индивидуальной защиты, устранение неисправностей, не требующих специальной подготовки.
Спасатель-пожарный должен знать:
причины, последствия и характер чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основные средства и способы тушения пожаров, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
правила, приемы и последовательность выполнения аварийно-спасательных работ; правила ведения разведки;
устройство, технические характеристики, правила хранения и эксплуатации техники, оборудования, инструментов, снаряжения, применяемых при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
основные принципы и схемы электроснабжения зданий и сооружений, правила электробезопасности для обеспечения безопасного проведения аварийно-восстановительных работ;
основные параметры пожарной опасности веществ и материалов;
способы и приемы определения наличия поражающих факторов;
методы и способы организации спасения людей и эвакуации материальных ценностей;
особенности тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций при неблагоприятных условиях, в зданиях и сооружениях, на транспорте и в населенных пунктах;
методы проведения работ по вскрытию и разборке конструкций;
отрицательные факторы и нежелательные явления, возникающие во время чрезвычайной ситуации при наличии взрывчатых и радиоактивных веществ;
противопожарное водоснабжение в районе выезда;
расположение особо важных и пожароопасных объектов;
приказы и инструкции, регламентирующие организацию службы в подразделении и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
правила и инструкции по охране труда;
приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Профессионально важные качества:
физическая сила и выносливость;
аналитическое мышление (четкость и быстрота принятия решения в экстремальных ситуациях);
хорошо развитый глазомер;
высокая степень координации движений;
развитая оперативная память;
эмоциональная устойчивость;
ответственность.
5-04-0812-01 «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники» на основе общего среднего образования на бюджетную форму получения образования. | |
№ | Ф.И.О. |
1 | Улицкий Никита |
2 | Горбатенко Владислав Дмитриевич |
3 | Левчук Игорь Дмитриевич |
4 | Малыщиц Александр Владимирович |
5 | Дмитриев Константин Дмитриевич |
6 | Говор Роман Вячеславович |
7 | Гирка Дмитрий Валентинович |
8 | Нипарко Николай Николаевич |
9 | Горустович Александр Федорович |
10 | Зиновук Денис Леонидович |
11 | Астапчик Сергей Петрович |
12 | Касьян Кирилл Николаевич |
13 | Шаповал Дмитрий Алексеевич |
14 | Романовский Олег Сергеевич |
15 | Шамич Иван Николаевич |
5-04-0812-01 «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники» на основе общего среднего образования на платную форму получения образования. | |
1 | Чаботько Дмитрий Викторович |
2 | Середа Андрей Владимирович |
3 | Синявский Владимир Александрович |
4 | Кукса Сергей Николаевич |
5 | Третьяк Виталий Алексеевич |
5-04-0812-03 «Эксплуатация энергетического оборудования в сельском хозяйстве» на основе общего среднего образования на бюджетную форму получения образования. | |
1 | Хайко Андрей Леонидович |
2 | Валюшко Руслан Николаевич |
3 | Горустович Алексей Михайлович |
4 | Глушко Николай Михайлович |
5 | Брелёв Юрий Григорьевич |
6 | Яковчик Павел Васильевич |
7 | Дышко Илья Валерьевич |
8 | Сорокин Виктор Олегович |
9 | Амбросишвили Каха Гиевич |
10 | Молчанова Ирина Дмитриевна |
11 | Товпик Николай Сергеевич |
12 | Радкевич Александр Валерьевич |
13 | Пилютик Павел Анатольевич |
14 | Купраш Павел Викторович |
15 | Малыщиц Василий Владимирович |
5-04-0812-03 «Эксплуатация энергетического оборудования в сельском хозяйстве» на основе общего среднего образования на платную форму получения образования. |
|
1 | Хилькович Никита Юрьевич |
2 | Нагурный Сергей Иванович |
3 | Круглей Николай Владимирович |
4 | Голякевич Дмитрий Михайлович |
5 | Дмуховский Сергей Чеславович |
5-04-0811-04 «Организация сельскохозяйственного производства» на основе общего среднего образования на бюджетную форму получения образования | |
1 | Андросенко Ольга Григорьевна |
2 | Горобец Виктория Анатольевна |
3 | Сенкевич Екатерина Александровна |
4 | Демедюк Мария Анатольевна |
5 | Ерофеева Алена Валентиновна |
6 | Хурсевич Марина Ивановна |
7 | Косьмин Олег Николаевич |
8 | Шенюк Екатерина Григорьевна |
9 | Гусева Евгения Александровна |
10 | Кашкан Владимир Александрович |
11 | Зеленяк Ирина Сергеевна |
12 | Дряпко Наталия Михайловна |
13 | Трубчик Николай Андреевич |
14 | Зирко Анна Викторовна |
15 | Чепик Кристина Сергеевна |
5-04-0811-04 «Организация сельскохозяйственного производства» на основе общего среднего образования на платную форму получения образования |
|
1 | Бурко Оксана Александровна |
2 | Гончарук Янина Дмитриевна |
3 | Романенко Михаил Николаевич |
4 | Данилюк Валентин Николаевич |
5 | Щерба Надежда Викторовна |